english

Облако тэгов

ISGAN МЭА мировая энергетика возобновляемые источники энергии JODI энергосбережение альтернативная энергетика партнерство международное сотрудничество энергетическое сотрудничество конференция энергетическая политика форум ФСЭГ Международное сотрудничество конференции Форум стран-экспортеров газа обучение Российское энергетическое агентство энергобезопасность ТЭК аналитика газ Деловой совет по сотрудничеству с Сербией JODI Gas энергоэффективность инновации энергоменеджмент сотрудничество энергетика электроэнергетика Тихонов А.В.

18.01.2023

РЭА Минэнерго России выступило на круглом столе Группы экспертов ЕЭК ООН по газу

Женева, 17 января – Вопросы транспортировки водорода в составе смеси с природным газом по существующим магистральным газопроводам обсудили участники круглого стола «Бизнес-кейс для смешивания водорода», организованного Группой экспертов по газу Комитета Европейской экономической комиссии ООН по устойчивой энергетике. Единственным докладчиком с российской стороны на мероприятии стал главный специалист Департамента развития водородной энергетики Российского энергетического агентства Минэнерго России Константин Корнеев.

В рамках Водородной стратегии Евросоюза транспортировка водорода в составе метано-водородной смеси (МВС) через существующую газотранспортную систему (ГТС) рассматривается как переходный процесс на пути к формированию развитого водородного рынка. Сегодня для отдельных видов газового оборудования и газовых сетей европейские стандарты допускают достаточно широкий диапазон содержания водорода в природном газе – 0,2-10% от общего объема.

В своем докладе представитель Агентства, на основе проводимых в России НИОКР и исследований ведущих отечественных энергетических компаний в части вариантов транспортировки водорода по существующим или специально создаваемым для этого ГТС, отметил ряд возможных технологических рисков и дополнительных финансовых затрат.

Так, транспортировка газовой смеси с содержанием водорода до 5% в действующих трубопроводах высокого давления может привести к снижению надежности поставок природного газа, повышению аварийности и сокращению срока функционирования ГТС из-за негативного влияния водорода на виды стали, используемые в газопроводах.

Транспорт МВС с содержанием водорода свыше 5% потребует реконструкции существующего оборудования или его замены на новое.

Также добавление водорода в ГТС заметно уменьшает теплотворную способность поставляемого газа, что ведет к снижению количества транспортируемой энергии при относительно незначительном сокращении выбросов углекислого газа.

Константин Корнеев обратил внимание на то, что в целом в мировой практике отсутствует положительный опыт по использованию для транспортировки МВС и водорода магистральных газопроводов с высоким давлением, построенных из высокопрочных сталей с параметрами, характерными для существующей ГТС.

«Обсуждать способы и риски транспортировки МВС по действующим газопроводам имеет смысл, в первую очередь, в качестве переходной меры и при наличии устойчивого спроса на МВС в промышленном и энергетическом секторах, иначе эффективность таких подходов остается под вопросом. Вместе с тем в дальнейшем реально рассмотреть вариант транспортировки водорода в чистом виде по специальной изолированной трубопроводной инфраструктуре, что является лучшим решением с позиций технологической и экономической целесообразности», – резюмировал свое выступление представитель РЭА Минэнерго России.

Распечатать